Приветствую всех читателей этих строк. Сегодня я решил написать забавную историю из жизни саунд-дизайнеров в условиях дикой природы. Здесь не будет таблиц с цифрами, технических характеристик и прочей информации, которую можно почерпнуть в мануалах и даташитах. Это рассказ в шутливой форме, хоть и содержание его напрямую связано с профессиональной деятельностью. Предупреждаю: при проведении мероприятия ни один саунд-дизайнер не пострадал. Ну, почти…
Я расскажу о поездке на водопады. На первый взгляд звучит романтично. Но что на деле?
Подготовка снаряжения
План был грандиозный: поехать в Саблино с моим коллегой Иваном Холодовым, чтобы записать на карьерах звуки камней — всякие удары, падения и тому подобное. А также бонусом записать водопады. На словах, вроде бы, все просто. Но под лежачий камень вода не течет, и для нас пришло время проверить эту пословицу на практике.
Мы взяли стойки, микрофоны (пара “Октав” 012), рекордеры Zoom H6 и Edirol R4, погрузились в машину и начали движение из центра города. Стоял теплый солнечный день — ничто не предвещало неприятностей. Первый сюрприз нас ожидал в виде дичайших пробок. Ага, Саблино всего в 40 километрах от города, но из него нужно сначала выехать. Саунд-дизайнеры трудностей не боятся — героически мы преодолели пару часов пробок и прибыли в окрестности Мурманского шоссе.
Там мы сделали остановку. Во-первых, по необходимости — сами понимаете, два часа в пробках. Во-вторых, решили запастись батарейками, клеем и резинками. С батарейками все понятно, а вот зачем клей и резинки? Все просто. К сожалению, более-менее приличная ветрозащита была только для Zoom (решение взять “Октавы” было спонтанным и нам пришлось импровизировать, ибо записывать на улице без ветрозащиты — плохая идея).
В нашем случае ветрозащитой для “Октав” послужил поролон. Не самый оптимальный вариант, но лучше, чем ничего. Обычная поролоновая ветрозащита вплотную прилегает к капсюлю, поэтому при сильном ветре становится неэффективной: вибрация от поролона передаётся к микрофону. Иван решил сделать бесконтактную ветрозащиту из склеенного особым образом куска поролона, который в данном эконом-варианте надевается прямо на микрофон и закрепляется резинкой. В идеале ветрозащита должна быть совсем другой но, это сработало. Но я забегаю вперед.
Итак, батарейки мы купили, клей тоже. Найти же резинки оказалось не так просто. Можно было взять пластиковые стяжки, но их потребовалось бы потом разрезать, чтобы снять рукотворную ветрозащиту. К счастью, нам удалось выпросить резинки у кассира. На этом подготовка реквизита была закончена. Мы сели в машину и продолжили свой путь к водопадам.
Навигатор
Путь до Саблино прошёл без приключений, не считая перевернутой фуры на дороге. Но наша помощь там уже не требовалась — на месте были МЧС, скорая, и куча постороннего народу. Приключения начались, когда мы въехали в Саблино. Ехали мы ориентируясь по подсказкам навигатора. Когда навигатор предложил мне свернуть на грунтовую дорогу, я проигнорировал его совет, что было первой ошибкой. Но в наших глазах горел огонь, поэтому мы весело пролетели нужный поворот. Совет: не пренебрегайте указаниями навигатора, хотя бы проверяйте — может он прав.
Пролетев нужный поворот мы въехали на территорию Сайлент-Хилла. Пардон, это я уже для красного словца. Дорогу в поселке, если судить по её состоянию, обрабатывали ломами, тракторами и кассетными бомбами. Скорость пришлось резко снизить, иначе можно было остаться без подвески, глушителя и уверенности в будущем. Проехав по поселку некоторое расстояние, мы поняли, что окончательно заблудились. К тому же, навигатор настойчиво предлагал мне съехать в канаву. Пришлось принять трудное решение — спросить дорогу у местных.
Местным проводником оказался мужчина неопределенного возраста, пола и рода занятий. Хотя, нет, занятие его было вполне определенное, и занимался он им, судя по внешнему виду, не просыхая. После его объяснений нам пришлось ехать дальше и спрашивать дорогу у более трезвых людей. Не стану подробно перечислять всех, кого мы опросили, но в итоге мы все-таки сумели найти маленький водопад.
Водопады
Вот он. Понятия не имею, почему вода на фотографии вышла такого цвета. На этом маленьком водопаде мы наконец перевели дух и занялись своими прямыми обязанностями.
Записав на этом водопаде все, что можно, мы решили вернуться к первоначальной идее — записи звуков камней. Для этого нам нужно было попасть на карьер. Пришлось опять проходить квест «спроси у прохожего». Не буду расписывать подробно, но закончилось все тем, что мы приехали к тому месту, которое отвергли, не доверяя навигатору. К этому времени уже начинало темнеть. Но поскольку мы понимали, что мы приехали к большому водопаду, то не могли пренебречь возможностью записать и его.
Идти к нашей цели пришлось еще пару километров по грязи, но это мелочи. Большой водопад был интереснее (жаль, я не сфотографировал его). Когда мы возвращались, было уже совсем темно и я умудрился упасть прямо в грязь (achievement unlocked!). По счастью, техника не пострадала, ибо я держал ее в вытянутой руке — прямо как автомат при ядерном взрыве. Это послужило поводом перейти вброд речку, которую мы до этого обходили, чтобы смыть глину с обуви и штанов. Само собой, ни о каком карьере речи уже не было. Вот такая получилась поездка на водопады.
Выводы
- При планировании полевой записи нужно обязательно иметь подходящую обувь и одежду. По возможности не помешает и сменная одежда.
- Желательно заранее изучить место, куда предполагается выехать.
- Техника должна быть подготовлена заблаговременно.
- Если планируется вечерняя запись, то нужно озаботиться средствами освещения.
- Средства от комаров.
- Машина, по возможности, должна быть вездеходной.
Аудиопримеры
Ссылки
Александр Ахура — http://ahuraster.com/
Александр Ахура — саунд-дизайнер, композитор, продюсер. Принимал участие во множестве проектов. Наиболее известные из них Zombotron, Knighttron, Legend of Eisenwald, Train Valley, Message Quest.