Благодаря цифровому оборудованию каждый саунд-дизайнер или звукорежиссёр получил возможность накапливать множество звуковых эффектов и создавать свои библиотеки. Порой, объёмы таких библиотек превышают сотни гигабайт дискового пространства, содержа в себе огромное количество файлов. Трудности, как правило, начинаются в момент поиска определенного звукового эффекта, ведь держать в памяти расположение конкретного файла довольно затруднительно. Приведу простой пример — звук открывания двери. Это очень распространённый эффект, который присутствует во многих библиотеках, раскиданных по разным папкам. Встроенный поиск Windows/MacOS не очень удобен для этих целей. Да и прослушивать каждый файл в отдельном медиаплеере не доставляет удовольствия.
Во многих DAW есть встроенные менеджеры, к примеру MediaBay в Steinberg Cubase. Это довольно удобная функция, но, к сожалению, не у всех программ есть такие возможности. Поэтому частенько приходится тратить лишнее время на поиск и импорт необходимого звука. На помощь приходят специализированные программы для каталогизации файлов. Одной из таких программ является аудио-менеджер Soundly — результат совместной работы двух норвежских саунд-дизайнеров/звукорежиссёров Peder Jørgensen и Christian Schaanning. Меня она заинтересовала с первых минут работы, поэтому я решил рассказать о ней более подробно.
Интерфейс
Интерфейс приятен на вид, в тёмных тонах — строгий и нордический. Ничего лишнего. В левом верхнем углу есть три вкладки: Sounds, Store и News. О каждой из них я расскажу далее более подробно.
Вкладка Sounds открывает три рабочие области: браузер, окно списка файлов с атрибутами и окно отображения звуковой волны с органами управления.
Браузер отображает структуру вашей библиотеки с эффектами, которая состоит из трёх ресурсов: локальные папки, облачное хранилище, и сетевые папки (локальная сеть компании).
Библиотека Soundly хранится непосредственно в «облаке». При прослушивании файлов происходит конвертация до 44kHz/mp3. Это позволяет ускорить передачу файла и предотвратить зависание во время проигрывания. При импорте файла в папку или DAW подтягивается оригинал (как правило 96/24). Также есть возможность загружать свои файлы и папки в облачное хранилище (Cloud Storage). Конечно, для этого потребуется иная лицензия, но зато вы будете иметь доступ к своим файлам всегда и везде.
Локальные папки расположены на вашей монтажной станции. Сюда вы можете добавить сколько угодно папок простым перетаскиванием из окна Windows в рабочую область менеджера.
В полной мере это работает только в платной версии программы. В противном случае присутствует ограничение по достижению 2500 файлов. Чтобы сохранить предыдущую иерархию папок, импортируйте их отдельно, а не библиотеку полностью. Таким образом у вас сохранится привычная структура и возможность выбирать, какие из папок будут включены в поиск. Если Вы импортируете файлы без папки, то после импорта они будут расположены в папке Loose Sounds. При клике правой клавишей мыши по любой из папок откроется небольшое меню со следующими командами:
Search in this library — поиск файла будет произведён исключительно в этой папке.
Rename — переименовывание папки.
Refresh — обновление после добавления или удаления файлов.
Remove — удаление из Soundly. На жёстком диске папка остаётся нетронутой.
Monitor for changes — обновление содержимого папок в фоновом режиме.
Сетевые папки расположены в локальной сети вашей компании. Эта функция будет удобна при сотрудничестве саунд-дизайнеров — когда доступ к библиотеке звуковых эффектов предоставляется нескольким специалистам.
Справа от браузера находится окно со списком файлов выбранного каталога.
Список может быть упорядочен по основным параметрам:
Name — имя файла
Time — длительность файла
Format — частота семплирования и битность для *aiff и *wav-файлов
Channels — количество каналов
Library — имя папки в которой находится данный файл
Description — дополнительная информация о файле, иными словами — мета-данные.
При необходимости, можно отключить ненужные, поля кроме «Name» и «Descriptions». Мета-данные являются важным параметром, благодаря которому поиск необходимого файла упрощается в разы. Именно поэтому они должны быть достаточно информативными.
Правая кнопка мыши открывает небольшое меню, которое позволяет совершать несколько операций с файлом из списка:
Add to playlist — добавление файла в плейлист.
Rename — переименование файла (Ctrl/Cmd + E). Можно изменить имя файла как в Soundly, так и на жёстком диске.
Edit Metadata — редактирование мета-данных текущего файла (Ctrl/Cmd + T). Также их можно включить в *wav-файл.
Show in file explorer — открывает окно с разположением файла.
Remove — удаление файла из списка.
Также вы можете редактировать группу файлов. При этом откроется вот такое окно:
В нём можно делать пакетное редактирование имен, метаданных и ориджинаторов (дополнительное поле с данными о происхождении файла). Сами опции редактирования просты и в них легко разобраться.
Playlist — очень удобная опция которая позволяет сохранить необходимые эффекты вместе. Вы можете сохранять их по разновидности (Trailer, Impact ), либо же под свои задачи (проект). Для создания плейлиста просто кликните на кнопку «New Playlist» которая расположена под списком папок. Для добавления файлов используйте команду «Add to playlist» (см. выше).
Благодаря опции «Share», любым из созданных плейлистов можно поделиться с друзьями или сотрудниками, использующими этот менеджер. Достаточно лишь ввести email и определиться с правами на редактирование.
Идём дальше. В самом низу расположена область, в которой отображается волновая форма и транспортная панель с несколькими слайдерами и кнопками.
Наверное, это самая значимая часть программы, так как она обладает очень важными функциями. Сразу же следует отметить, что все применённые операции к аудио не изменят исходные файлы. Первый слайдер изменяет высоту тона и длительность файла. Есть кнопка кратного увеличения в 2, 4 и 8 раз.
Правее находится слайдер громкости прослушивания. На импортированный файл он никаким образом не влияет. Далее следует упрощённая транспортная панель. Немного правее — таймеры указывающие положение курсора и длительность выделенного отрезка. Под таймерами располагается слайдер для изменения волновой формы данного файла.
Клик по волновой форме открывает небольшое меню с доступными операциями, а именно:
Reverse — развернуть звуковой эффект задом наперёд (Ctrl/Cmd + R)
Invert stereo — инвертировать каналы (Ctrl/Cmd + I)
Normalize — нормализовать под 0 dB (Ctrl/Cmd + N)
To mono — конвертация в моно: два канала в один либо же только правый или левый. (Shift + Ctrl/Cmd + E)
Отдельно стоит упомянуть об одной из самых важных возможностей программы — Drag out. Особенность этой операции заключается в том, что вам больше не нужно редактировать клип после импорта в DAW. Нужно просто выбрать подходящий регион в менеджере, выделить его и перетащить на таймлайн вашей DAW. Благодаря этому вы экономите время и дисковое пространство вашего HDD. Перед этим можно применить вышеописанные операции.
Функцией Drag Out можно экспортировать звуки в любой аудио/видео редактор или папку. Для удобности также существует альтернативный вид расположения областей программы. Для этого надо перейти в более компактный режим Dock Mode.
Особенно удобно использовать Soundly с Pro Tools, так как он напрочь лишён удобного окна импорта файлов или менеджера. Благодаря опции Spot to Pro Tools необходимые файлы легко помещаются на трек по курсору при нажатии клавиши S или пиктограммы в правом нижнем углу.
Настройки
Давайте ознакомимся с настройками. Окно открывается нажатием на кнопку Settings в правом верхнем углу, либо комбинацией клавиш Ctrl/Cmd + ,.
Пройдёмся по пунктам:
Output device — выбор устройства/каналов воспроизведения звука.
Autoplay — автовоспроизведение выбраного звука.
Loop play — цикличное воспроизведение звука (также включается командой Ctrl/Cmd + Shift + L).
Hide on drag out — сворачивает окно менеджера при экспорте звукового файла.
Auto Resize — автоматическая подстройка ширины столбцов в окне списка и атрибутов файлов.
Window allways on top — закрепление окна программы поверх всех окон (только для режима DockMode).
File name on export — позволяет при экспорте сохранить имя файла либо его теги.
Output format — формат, в котором будет экспортирован файл. Это либо оригинальный формат, либо установленный пользователем в окнах ниже.
Reset Local database — удаляет локальную библиотеку.
Offline license — импорт/экспорт лицензии для работы в оффлайн режиме. Хранится в формате *.lic
Audio storage location — место размещения импортированных файлов.
File transfer quality — качество передачи файлов при прослушивании.
Update — проверка обновления программы.
Networking — настройка подключения в случае использования proxy-сервера.
ReWire — позволяет прослушивать звуковые файлы Soundly через отдельный трек в вашей DAW.
Теперь перейдём во вкладку Store.
В Soundly можно покупать “облачные” библиотеки, которые не обязательно хранить на жёстком диске. Возможности напрямую зависят от типа лицензии. Бесплатная лицензия даёт доступ к 300 звукам библиотеки Soundly и 2500 локальным файлов. В то время как лицензия Pro имеет более широкие возможности — полная «облачная» библиотека (а данный момент около 11 000 звуков) и неограниченное количество локальных файлов.
Кроме этого, существует возможность получить некоторые библиотеки от других производителей, например freesound.org. Качество звуковых эффектов с этого сайта часто оставляет желать лучшего, да и с лицензиями надо быть внимательным. К счастью, Soundly умеет фильтровать виды лицензий и предлагает это сделать при добавлении этой библиотеки в ваш аккаунт либо уже непосредственно в браузере.
Ещё одна библиотека, The Free Medieval Weapons, была создана Still North Media благодаря Kickstarter. Доступна как Free, так и Pro юзерам. Также есть платные библиотеки от asoundeffect.com. Эта обширная библиотека качественных звуковых эффетов доступна только для Pro юзеров.
Последняя вкладка News поможет узнать о выходе апдейтов с описанием изменений и прочитать другие новости
Лицензии
Всего существует 4 вида лицензий:
Free. Позволяет использовать менеджер с некоторыми ограничениями. Как упоминалось выше, это 2500 локальных звуков и 300 звуков Soundly. Исключена возможность добавления в свой аккаунт библиотек от сторонних производителей.
24hr Pass. Предоставляет все возможности Pro-лицензии на сутки. Стоимость — 9,99$.
Pro. Даёт доступ к неограниченному количеству локальных файлов и полной библиотеке Soundly. Также можно добавлять бесплатные и платные каталоги из раздела Store. Стоимость — 14,99$ в месяц.
Multi-User. Расширенная лицензия Pro-версии для компаний. Даёт возможности Pro-лицензии для группы пользователей. Каждый из которой имеет доступ к облачному хранилищу в 500 Gb и папкам локальной сети.
Смена учётных данных и апгрейд лицензии производится в окне Profile (пункт меню User):
Для доступа к библиотеке Soundly требуется подключение к Интернету, но также предусмотрен и оффлайн режим. Для этого требуется в окне настроек импортировать файл с расширением *lic. Срок действия такой лицензии составляет 1 месяц. Оффлайн лицензия позволяет работать с локальными базами в неограниченном количестве.
Вдобавок хотелось бы сказать, что данная программа поддерживает моно, стерео и многоканальные звуковые файлы. Можно прослушать пятиканальный файл, а затем экспортировать его в вашу монтажную программу, конвертировав при необходимости в стерео. Дополнительные моменты:
- Высококачественная компрессия данных без потерь качества для быстрой передачи с сервера.
- Построена на инфраструктуре Google для лучшей скорости и безопасности.
- Опция более сильного сжатия файлов для сетей с низкой скоростью.
- Поддержка WAV, AIFF, MP3, OGG и FLAC файлов до 192 кГц и 32 бит.
- Считывание мета-данных из музыкальных продакшн-библиотек в формате mp3.
- Поддержка многоканальных звуковых файлов.
- Доступен для Windows и OS X.
Я использую в своей работе Soundly около двух лет. Все процессы довольно стабильные. В программе нет никаких средств интеграции с FMOD/Wwise, но разработчики постоянно её совершенствуют и улучшают, так что в будущем такая опция вполне возможна. В целом, за период использования, программа оставила только самые хорошие впечатления и позволила сберечь немало драгоценного времени.
Ссылки:
Soundly: http://www.getsoundly.com
Николай Оверченко: http://dessound.com
Николай Оверченко – саунд-дизайнер и звукорежиссёр. Работал над звуком в проекте Cossacks 3 с GSC Game World. Также занимается созданием библиотек звуковых эффектов и саунд-дизайном для промо-роликов.