Практикум #1 Делаем магический звук

Александр Ахура Практикум 2 Comments

Практикум

Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков. (Лао-Цзы)

Этой записью я открываю цикл статей о практическом саунд-дизайне. Предполагается, что все это будет в форме рассказа о методах решения какой-либо задачи с картинками и звуковыми примерами. Насколько это будет интересно и полезно — увидим по ходу дела. В любом случае, яичница уже начинает потрескивать на сковородке (фигуральное выражение).

Почти лирическое отступление.
Поскольку я сам работаю в Reaper, то все примеры работ будут показаны именно в этой DAW. Сразу предупреждаю, что данный цикл не является уроками, работы в Reaper. Если я и буду рассказывать про инструменты в нем, то только в рамках описываемой практической работы. В интернете существует огромное количество уроков по данной программе, и их легко можно найти. Все о чем я расскажу можно сделать и в других DAW, правда методы могут отличаться. Я не рекламирую Reaper (хотя, уже написал достаточно, чтобы так считать). Я просто буду показывать методы работы в привычной и удобной для меня среде.

Ну все, хватит оправданий. К делу.
Наверное, стоило бы написать несколько слов о саунд-дизайне вообще. Но честно говоря, не вижу смысла. Предполагается, что я пишу не для случайных людей, а для тех, кто хоть немного в теме: обладает базовыми знаниями и понимает устоявшуюся терминологию. Я буду считать, что все все понимают. В крайнем случае, комментарии предусмотрены и будут рассмотрены.

Итак, сегодня я расскажу, как делать красивый магический эффект из инструментальных сэмплов. По крайней мере, вариант. Разумеется, таких вариантов может быть множество самых разных.
Нам понядобятся сэмплы инструментов. Я буду пользоваться фабричной библиотекой Kontakt-а. Само собой, сэмплы могут быть и из другого набора. Более того, сэмплы могут быть какие угодно и откуда угодно, в том числе и записанные самостоятельно. Исходить нужно из задачи.

Reaper - чистый проект

Reaper — чистый проект

Не лишним было бы сразу сохранить проект. Я так делаю далеко не всегда. Только в тех случаях, когда занимаюсь дизайном значительного количества типовых звуков. В этом случае удобно сохранять проект, чтобы была возможность открыть его снова при необходимости и редактировать. Будем считать, что проект сохранен, бэкап проекта настроен, все хорошо и в случае чего не потеряется несколько часов напряженной работы.

Загружаем инcтрумент Glockenspiel. Это и будет основа магического звука. На самом деле, можно использовать и другие инструменты: оркестровые треугольники, колокольчики и прочее. Если кратко — красивые обертоны у тонких железок. В принципе, подойдут и стеклянные бокалы, но в оркестре такое — экзотика.

Основа магии

Записываем короткое глиссандо (можно длинное — зависит от того, какой конечный эффект нужен). В Reaper’е удобно делать это, включив запись выхода дорожки. Таким образом все, что сыграно на инструменте в реальном времени, сразу записывается в аудио. Это экономит время по сравнению с методом, когда сначала записывается миди дорожка, затем фризится или рендерится. Не рекомендую работать с миди, обрабатывая эффектами выход инструмента. Это сильно ограничивает возможности редакции. Хотя, если требуется что-то совсем простое, то почему нет.

Режим записи

В итоге, получается аудиосэмпл.

Сэмпл

С этим сэмплом мы начинаем проделывать разные манипуляции. Например, леерим (от layer — слой), т.е. дублируем семпл, располагаем его на разных дорожках и по разному обрабатываем. Растягиваем некоторые, сжимаем другие, делаем реверс, меняем высоту тона. Добавляем ревербератор, и, возможно, другие эффекты. Словом, тут начинается та область, в которой не существует ограничений. Ориентироваться можно только на слух и вкус. Пока, в рамках данной статьи, я не буду расписывать подробно, что именно и как я делал. Да и задача пока абстрактная. Позже я буду показывать конкретные примеры, примененные в проектах.

Лееринг и применение эффектов

Лееринг и применение эффектов

Послушав результат, я решил подмешать ко всему этому флейты пикколо, немного шуршащей перкуссии и фортепиано. На этом я решил пока остановиться. Конечно, нет предела совершенству, но я не сторонник абстрактного аудио-дизайна. Много времени можно уделять работе над звуком, который пойдет в дело. А сейчас я поставил перед собой задачи:

  1. Положить начало циклу статей-практикумов.
  2. Осветить в первой записи один из методов.
  3. Понять, есть ли интерес к такого рода статьям.

Первые два пункта я выполнил. Третий будет выполняться после публикации статьи и обратной связи от читателей.

Финальный дизайн

Финальный дизайн

Вот такой примерно вид имеет финальный дизайн магического звука подорожечно. Ниже — аудиопример.

Итак, подведу итог. Я показал один из основных методов саунд-дизайна — лееринг. Это микширование некоторого количества дорожек с сэмплами. Они могут быть как одинаковыми, и по-разному обработанными, так и совершенно разными изначально. Все это дает на выходе богатый обертонами звук. На этом пока все. Пишите отзывы и пожелания.