Несколько участников Гильдии протестировали контактные микрофоны Piezo Contact mic от нового российского производителя IOaudio. Их отличительная особенность — встроенный в XLR-разъём активный конвертер импеданса. Если вы не понимаете, зачем он нужен, почитайте отличную статью на английском о работе с контактными микрофонами.
Мы получили микрофоны из самой первой партии, доступной только по предварительному заказу. По утверждению производителя, некоторые из недостатков, описанных в этом обзоре, будут исправлены в следующих ревизиях.
Руслан Нестерук
Опыта работы с контактными микрофонами у меня относительно немного. Свой первый контактник я сделал сам из деталей, купленных на радиорынке. Про его звук даже нет смысла писать. Второй у меня от канадского бренда Cold Gold — пластина в прозрачном корпусе с усилителем и прозрачным кабелем для фантомного питания. Контактный микрофон от Cold Gold казался спасением ввиду усиления на борту. Но он, возможно, был бракованным и постоянно трещал при записи. Следующими, на этот раз рабочими, контактниками стала стереопара от Jezz Ryley French. Вдохновившись многочисленными положительными отзывами от разных людей в индустрии, я заказал их и использую по сей день. Поскольку они являются моими текущими рабочими контактниками, я решил, что мой обзор микрофонов от IOaudio будет основан на сравнении с ними.
Сетап для тестов: рекордер — Sound Devices MixPre 6 (два канала, левый — IOaudio, правый — JrF, гейн и фейдеры на обоих каналах одинаково, на левом канале +48V), один IOaudio, один JrF, адаптер Hosa для конверсии импеданса. Наушники на записи — Sony MDR 7506, наушники на обработке записей — Sennheiser HD650.
Первый тест — статический уровень шума в сравнении с JrF в двух вариантах: с адаптером Hosa и без него. Без адаптера сразу становится заметно, что у IOaudio уровень собственного шума выше, чем у JrF. Если смотреть по анализаторам, то примерно на 30дБ. Таким образом, в этой записи у JrF -100 дБ, а у IOaudio -67 дБ. В случае с JrF, подключенным через адаптер Hosa, разница в собственном шуме между двумя микрофонами становится около 20 децибел.
Вторая запись — удары пальцем/ногтем по стеклянному журнальному столику. В сравнении с JrF без адаптера IOaudio выигрывает, что ожидаемо, когда второй контактник без подобранного импеданса. На JrF абсолютно нет басов, в то время как IOaudio стабильно захватывает весь спектр частот. С JrF с Hosa в этом тесте результат аналогичный, но уже на более равных условиях. Оба микрофона неплохо справляются с полным спектром звуков от стеклянного стола, но JRF звучит приглушенно на высоких частотах и не передает начального транзиента так, как это делает IOaudio.
Третья запись — круговые трущие движения обоими микрофонами параллельно по мягкой меховой подушке. Начиная с этого теста, я перестал записывать вариант JrF без адаптера, так как его эффект и значение было продемонстрировано в предыдущих записях. Мы берем конфигурацию с адаптером за базовую и обязательную, и сравниваем IOaudio именно с ней. В этой записи IOaudio был детальнее, аккуратнее и в целом благозвучнее. JrF звучит смазано и приглушенно, с большим уклоном в середину.
Четвертая запись — два микрофона закреплены на подоконнике и записывают удары пальцем. Здесь проявляются характеристики в сравнении в низких частотах. IOaudio мне нравится больше.
Отдельно хочу отметить что на всех записях с IOaudio присутствует какой то постоянный шум в очень низком диапазоне. Думаю, если обрезать его фильтром в районе 20-25 Гц, могут получаться очень неплохие записи ввиду хорошего отклика микрофона на высоких частотах.
Также, случайно выявилось, что контактник IOaudio, может ловить сигналы от разной электроники — как вплотную, так и на расстоянии, которое, казалось бы, должно быть достаточным, чтобы на записи не было посторонних шумов. Но сравнив запись в той же ситуации с микрофоном от JrF, я обнаружил наводки и у последнего, правда, намного тише и незаметней, чем у IOAudio. См. запись ниже — я усилил её на 30дБ для наглядности.
Понравилось:
- Фантомное питание. Удобно не носить с собой ничего кроме самого микрофона.
- Корпус из дюралюминия. Микрофон можно использовать в самых разных условиях, в том числе экстремальных.
- Широкий спектр. Прекрасно записывает как самые низкие частоты так и высокие — видимо, за счет материала. В целом, звучит детальнее, чем JrF.
Не понравилось:
- Довольно высокий уровень собственного шума.
- В моей версии, довольно короткий кабель, по сравнению с 1,5 м у JrF.
- Мембрана чуть утоплена в металлический корпус, из за чего проблематично крепить микрофон на плоские поверхности двусторонним скотчем. Поэтому мембрана не до конца прилегает к поверхности.
- Ловит наводки от электроники, даже на дистанции — чем-то похоже на EMF катушки.
В целом, впечатления от микрофона IOaudio скорее позитивные, чем наоборот — в основном из-за характера и детальности звука. Остальное, надеюсь, будет улучшено в будущих ревизиях. Что же касается моего выбора между IOaudio и JrF — учитывая, насколько различно они звучат, я сохраню оба и буду их сочетать.
Илья Смелков
По первым впечатлениям, меня сильно порадовал крепкий металлический корпус и ровная АЧХ. Немного смутил кабель: похрустывает при малейших движениях, но если его хорошо закрепить, проблем на записи не возникает.
Я записал контактным микрофоном металлическую дверь. Чтобы получить полную отдачу по низким частотам, контактник нужно крепко прижимать к поверхности. К сожалению, на записи местами слышно дребезжание, но это только из-за того, что я не позаботился о надежном креплении, и микрофон не до конца прилегает к двери. В целом, очень хороший результат, особенно в миксе — дополняет низкими частотами запись с конденсаторных микрофонов. Но чтобы хорошо фиксировать этот микрофон, нужно обзавестись зажимами.
Ниже — три записи: запись открывания двери с контактного микрофона, запись на конденсаторный микрофон и общий микс.
Обычно я использую контактные микрофоны в связке с конденсаторными, чтобы получить дополнительный низкочастотный слой. Для моих задач IOaudio более, чем подходит. Особенно радует прочный корпус, что позволяет без опасений закреплять контактник где потребуется.
До этого я использовал контактники от JrF. В отличие от них, корпус и крепление провода микрофона от IOaudio выглядят очень надежными. Два контактных микрофона от JrF я в итоге выкинул из-за надломившегося провода у пьезодатчика. Поэтому у меня нет возможности сравнить их лоб в лоб по спектру, но по субъективным ощущениям IOaudio ничем не хуже, особенно в области низких частот.
Прекрасное соотношение цена-качество, отличная передача по частотам и надежная конструкция. 10 Бенов Бёрттов из 10.
Денис Злобин
Я не могу похвастаться большим опытом записи на контактные микрофоны. Раньше я пытался работать с ворохом дешёвых пьезодатчиков в связке с кастомным конвертером импеданса. Во всех случаях это было мучительно неудобно: слишком много звеньев в цепи, куча мороки с креплением и подготовкой, крайне высокий риск запороть запись, случайно задев провод или микрофон. С учётом того, что качество результата редко окупало затраченные усилия, в какой-то момент мне стало банально лень со всем этим возиться.
Вариант от IOaudio сразу понравился мне лаконичностью и эргономикой: адаптер встроен прямо в XLR-разъём, работает от фантомного питания и не требует дополнительных устройств. Отдельно подкупает возможность кратковременного погружения под воду, для чего раньше у меня было несколько датчиков, залитых эпоксидной смолой.
Микрофон действительно оказался удобным в использовании, хоть и не без оговорок. Во-первых, достаточно объёмный для контактного микрофона металлический корпус (существует также вариант с пластиковым) выглядит надёжным, но требует столь же надёжного крепления на поверхность. При неплотном прилегании микрофон начинает ощутимо дребезжать. Во-вторых, я редко работаю вне студии, поэтому оптимальный вариант работы с микрофоном для меня — это запись напрямую в аудиоинтерфейс. К сожалению, для этого у микрофонов IOaudio слишком короткий кабель: приходится либо пользоваться удлинителем, либо ограничиться работой с переносным рекордером. При этом кажется, что микрофон проектировался в первую очередь для работы “в поле” — в пользу этого говорят и упомянутая влагостойкость, и заявленный в руководстве температурный диапазон от -18℃ до +40℃.
В сравнении с “копеечными” пьезодатчиками, IOaudio выдаёт прекрасный, детализированный результат, особенно в нижней части спектра. Но есть один нюанс.
Я заказал два микрофона Piezo Contact mic, и их звучание радикально различалось между собой. Безусловно, я не ожидал совпадения, как от подобранной стереопары, но один микрофон звучал на 10 децибел тише и намного детальнее, чем второй при параллельной записи одного и того же источника с одинакового расстояния. Сначала я подумал о неисправности встроенного адаптера, но аналогичный паттерн проявлялся и при отключении фантомного питания.
По словам производителя, проблема заключалась в поставщике транзисторов и будет исправлена в следующей партии. Менять микрофон я не стал: несмотря на разницу в звучании, не скажу, что какой-то из них звучит плохо. Более того, в паре они выдают интересный результат, который хорошо разбивается по слоям. Тем не менее, надеюсь, что следующая партия будет более стабильной.
В целом, микрофоны оправдали изначальные ожидания и хорошо проявили себя. К их особенностям нужно приноровиться, но как удобство использования, так и качество результата многократно превосходит то, с чем мне приходилось работать раньше.
Александр Ахура
Моя история знакомства с микрофоном началась не очень удачно. Первый экземпляр, который я получил, ловил наводки от телефона, радио и других устройств. И хотя это было на высоком уровне усиления, я посчитал это браком, потому что с другими микрофонами с фантомным питанием такого не происходило. Это делало затруднительным использование микрофона вблизи мобильных телефонов и других источников радиопомех. Производитель без проблем заменил микрофон, и второй экземпляр, на мой взгляд оказался более удачным. Явных наводок при беглом тестировании я не услышал.
К сожалению, мне пока не удалось задействовать микрофон для практических задач, поэтому демозаписи носят случайный характер. Проще говоря, я записал то, что попалось под руку. Примеры записаны рекордером Olympus LS-100 в режиме авто регулировки входного уровня. Записи выложены без какой-либо обработки. Нормализация не производилась.
Мой опыт записи с помощью контактных микрофонов сводится к использованию пассивных пьезоэлементов, поэтому не могу провести детальный сравнительный анализ контактных микрофонов, но качество звучания IOaudio безусловно превосходит то, с чем я работал ранее. У микрофона довольно высокая чувствительность, из-за чего при сильном усилении ловится внешний шум. Это стоит учитывать при записи очень тихих звуков. Вероятнее всего, уровень лучше настраивать вручную, а не автоматически.
В практическом смысле, я вижу хороший потенциал для саунд-дизайна, и по возможности попробую использовать микрофон для создания интересных фактур.
Кирилл Акимов
Первые впечатления от использования IOaudio очень положительные. Даже записывая с относительно большим шумом, можно уловить много глубоких деталей и вибраций и услышать, как привычные вещи могут звучать по-другому. Отдельными плюсами обозначу водонепроницаемость и в целом прочную сборку.
Опыта с контактными микрофонами я ранее толком не имел, если не учитывать микропъезовые датчики Korg. Поэтому могу сказать, что опыт записи и использования подобных микрофонов достаточно своеобразный, надо привыкнуть. Планирую в дальнейшем использовать IOaudio для записи специфических и вспомогательных вещей: микрофон отлично подходит для всего, что не требует наличия высоких частот и самой верхней середины. Записи механизмов, кнопкок, вращения, ударов, различные дополнительные слои и текстуры можно практически сразу применять в работе.
Поначалу расстроило, что микрофон захватывал лишний шум: на примерах записей с сайта шума не было. Я пенял на рекордер Zoom h6, который упорно не хотел захватывать тихие звуки, вроде сердцебиения. Особенно неудобно было производить мониторинг, из-за того что “нерабочая часть” корпуса не прорезинена и никак не защищена от касаний и сжиманий в руках. Но после нескольких сессий стало понятно, что использование микрофона предполагает больше подготовки и стационарный подход, а не пробежки с рекордером и записи тут и там.
Думаю, что если учесть недоработки и внести коррективы, получится довольно качественная “рабочая лошадка”. Специфичнее обычного микрофона, занимает больше времени на подготовку, не очень гибкий, но выдающий довольно качественный результат. Никакой другой тип микрофона кроме контактных не сможет снять такой глубокий, естественный бас, и настолько хорошо передать вибрации источника звука.
Иван Осипенко
Понравилось:
- Хорошая чувствительность
- Спектральный охват. Очень хорошо передаются низкие частоты.
- Корпус датчика выглядит надёжным.
- Порадовал форм-фактор с плоской реализацией “макушки”. При горизонтальном монтаже на плоскую поверхность можно без проблем прижать любым подручным средством — например, увесистой книгой.
Не понравилось:
- Иногда слишком хорошая чувствительность — периодически при тестовой записи ловил “столом” звуки собственной речи, при том, что к столу даже не прикасался. Скорее всего, проблема в резонирующей поверхности.
- Есть небольшой “сетевой” гул в районе 50 Гц, если сильно выкручивать гейн и не прижимать девайс к поверхности. Легко исправляется Izotope RX при постобработке.
- Надежность провода вызывает некоторые опасения.
Запись моего компьютерного стола, слегка прижал микрофон кружкой к столешнице и постучал пальцами в различных местах. Также немного слышно гул от кулеров корпуса моего компьютера.
Решил в качестве эксперимента попробовать микрофон в качестве стетоскопа. Прижимал пальцами и записал, как допиваю воду из кружки и немного биений собственного сердца.
Запись постукиваний по моему мультитулу — простые металлические звуки.
Сравнение с прошлыми сессиями на спаренных пьезах — других контактных микрофонов мне использовать не приходилось. Запись мультитула для меня была основным ориентиром для сравнения, так как давние тесты на пьезах я делал на этом же инструменте. По результатам, нижняя середина получилась намного богаче.
В дальнейшем планирую съездить к ЛЭП и записать растяжки. В целом — отличный микрофон от отечественного производителя.