О защите нашего слуха

Андрей Филиппов

Строение человеческого уха

Эта статья написана для звукорежиссеров, дизайнеров звука, композиторов и всех остальных, у кого уши — главный инструмент в работе. Но она будет полезна и тем, кто слушает музыку в наушниках, ходит на громкие концерты и в клубы или работает с шумным промышленным оборудованием. Многие не задумываются о своем слухе до тех пор, пока уже не становится слишком поздно. В статье я расскажу о факторах риска в повседневной жизни, особенностях работы в наушниках, способах защиты слуха и профилактике проблем.

Как устроен слух

Звук — это волна, колебания воздуха. Звук попадает на ушную раковину и по слуховому каналу достигает барабанной перепонки. Барабанная перепонка вибрирует и приводит в движение систему из крошечных косточек среднего уха, которые, в свою очередь, передают вибрацию во внутреннее ухо. Внутреннее ухо заполнено жидкостью, и вибрация этой жидкости воздействует на волосковые чувствительные клетки и рецепторы, которые передают нервные импульсы в мозг. Повреждение этих клеток — основная причина ухудшения слуха. Больше всего урона им наносит как длительное воздействие звука высокой громкости, так и коротких звуковых импульсов с очень высокой громкостью. Существует еще костная проводимость, когда звук достигает внутреннего уха через вибрацию костей черепа — именно поэтому наш собственный голос кажется неестественным на записи. Костная проводимость имеет диагностическую ценность и позволяет определить тип потери слуха: кондуктивный или нейросенсорный.

Основные причины повреждения слуха

Наиболее распространенная причина проблем со слухом — повреждение из-за воздействия звука высокой громкости. Норматив предельно допустимого равномерного уровня звука в течении 8-часового рабочего дня — 80-85 дБ. В таблице ниже представлены данные о допустимом уровне шума и безопасной продолжительности воздействия (данные могут незначительно отличаться в различных источниках). Все, что выше может вызвать необратимое ухудшение слуха при длительном воздействии. Чем выше уровень громкости, тем меньше понадобится времени чтобы нанести ущерб.

Допустимое время воздействия звука заданной громкости

Уровень громкости на концертах и в ночных клубах может достигать 110-130 дБ, это опасный уровень шума. Зачастую походы в ночной клуб и на концерт сопровождаются приемом алкоголя, курением (в том числе и пассивным), что тоже вредно для слуха из-за токсического действия. К тому же, алкоголь притупляет здравый смысл, и уже перестаешь думать о последствиях шумной вечеринки. Многие помнят, что после шумного концерта ухудшается слух, иногда возникает звон в ушах. Чаще всего это проходит, но повреждение слуха имеет накопительный эффект. А если вы гастролируете с группой и выступаете на множестве концертов, то риск многократно увеличивается. Можете удивиться, но многие знаменитые музыканты и исполнители имеют серьезные (вплоть до глухоты) повреждения слуха.

Страдает слух и от работы без должной защиты с промышленным и строительным оборудованием — таким, как бензопилы, перфораторы и отбойные молотки. В зоне риска профессиональные авто- и мотогонщики. Еще одна распространенная причина повреждения слуха — это акустическая травма от громких импульсных звуков — например, выстрелов, взрывов петард, фейерверков и бомб. На форумах любителей оружия часто появляются темы о том, что после стрельбы перестало слышать ухо, или что появился и не проходит писк или звон в ухе (ушах). Один из участников ГРИА при стрельбе из огнестрельного оружия получил повреждение слуха, но срочное обращение в клинику позволило избежать последствий и слух восстановился в результате лечения.

Опасность представляют бактериальные и вирусные инфекции, травмы и болезни мозга. Некоторые медицинские препараты тоже могут привести к временной или постоянной потере слуха — по ссылке можно ознакомиться с большим списоком ототоксичных препаратов.

Беда не приходит одна

Помимо потери возможности слышать, повреждение слуха может сопровождаться еще несколькими неприятными симптомами. Это тиннитус и гиперакузия.

Тиннитус — это субъективное ощущение звона, писка, шума в ухе или ушах. Если вы смотрели недавний фильм “Малыш на драйве”, то могли отметить, что в самом начале был слышен странный назойливый звук постоянной частоты — это отличный пример того, как звучит тиннитус. На моей памяти это первый фильм, в котором эта проблема используется как часть образа главного героя. Потеря слуха часто сопровождается появлением тиннитуса. Громкость его может быть от еле слышного до невыносимо громкого. Тиннитус может радикально испортить жизнь. Я это испытал на себе и могу сказать точно, что не так страшна потеря слуха, как постоянный звук в ухе, который никогда не проходит. Сейчас понимаю, насколько круто было раньше быть способным “слушать» тишину. Достаточно много людей имеют субъективный шум в ушах, и если он низкой или средней интенсивности, то человек к нему привыкает за 3-6 месяцев с момента появления. Тяжелые же формы могут сделать жизнь невыносимой.

Еще одна неприятность — гиперакузия. Это состояние, при котором повседневные звуки вызывают очень неприятные ощущения или даже боль. Оно тоже часто является спутником слуховых проблем.

Чума XXI века для слуха — наушники

С момента изобретения портативных плееров и наушников число молодых людей с ухудшением слуха резко возросло. Например, максимальная громкость при прослушивании музыки через наушники с iPod достигает 115 дб, что намного превышает допустимый уровень. Прослушивание на такой громкости неизбежно приведет к ухудшению слуха. Всё больше людей, начиная с совсем молодого возраста, страдают от ухудшения слуха из-за плохой информированности о последствиях длительного прослушивания громкой музыки через наушники.

Я уверен, что основной вред от наушников происходит из-за искажения восприятия громкости. Люди получили возможность слушать музыку на большой громкости и не мешать окружающим, при этом наушники всегда с собой. Их в любой ситуации можно воткнуть в уши и окунуться в звуки любимой музыки, заглушая внешний шум улицы или метро. Если вы работаете дома или в офисе, то никто не позволит вам включать внешнюю акустику так же громко, как это можно сделать в наушниках. Придут разъяренные соседи, коллеги, полиция. Но если надеть наушники, то можно выкрутить громкость хоть на максимум и слушать целый день — чем часто и занимаются современные тинейджеры.

Часто музыку в наушниках слушают в общественном транспорте. Но в том же метро уровень шума может достигать 95-100 дБА, что вредно само по себе. И чтобы перекрыть такой уровень шума, громкость в наушниках должна быть очень высокой. Частично это можно компенсировать, используя наушники закрытого типа с хорошей шумоизоляцией. Также можно пользоваться ушными мониторами, изготавливаемыми по индивидуальным ушным слепкам — такие сейчас часто используют исполнители на концертах.

Диагностика проблем, лечение

К сожалению, начальную стадию повреждения слуха легко не заметить, так как в первую очередь страдает восприятие высоких частот (10-20 кГц). В повседневной жизни эти частоты не имеют ключевой роли в восприятии речи и другой звуковой информации. Поэтому людям, чья профессиональная деятельность связана с аудио, я рекомендую хотя бы раз в год проходить аудиометрию и хранить распечатки результатов. В идеале найти место, где проводят аудиометрию в расширенном диапазоне частот (до 16 кГц), что позволит гораздо точнее и раньше диагностировать изменения слуха.

Самодиагностика, в разумных пределах, тоже важна. Если вдруг почувствуете, что перестали слышать какие то частоты, появился шум, звон в ухе, или сложно стало воспринимать речь в шумных местах — обращайтесь к специалисту. Чем раньше это произойдет, тем больше будет шансов на восстановление. Если наблюдается устойчивое снижение слуха, длящееся сутки и более, нужно срочно идти к сурдологу и отоларингологу. При этом, сперва специалист должен определить, нет ли в ухе серной пробки — она может вызывать ощущения потери слуха. Простудные заболевания могут вызвать эффект заложенных ушей. В общем, в любой непонятной ситуации лучше сразу обратиться к врачу и пройти аудиометрию — особенно, если уши это ваш рабочий инструмент.

Пока существует только один доказанный способ вернуть слух на прежний (или почти прежний) уровень при акустической травме или при внезапном снижении слуха. Это гормональная терапия, и она наиболее успешна, если обратиться за помощью в течении 3-х дней с момента ухудшения слуха или возникновения тиннитуса. Положительные результаты наблюдаются, если обратиться за помощью в течение месяца с момента травмы. По прошествии месяца шансов вернуть слух уже практически нет. В России (но подозреваю, что это актуально для многих стран постсоветского пространства) врачи очень неохотно назначают адекватное лечение гормонами. Вместо этого они предлагают бесполезное лечение препаратами с доказанной неэффективностью — такими, как «сосудистые» препараты и ноотропы. По этой причине многие теряют слух или приобретают постоянный тиннитус.

Профилактика

Разумные профилактические меры помогут вам значительно снизить риск повреждения слуха. Всегда используйте защитные беруши или наушники при работе с шумным промышленным оборудованием, при стрельбе из оружия, или когда находитесь в шумной среде. Реже посещайте громкие клубы, концерты и старайтесь не подходить близко к акустическим системам. Существуют специальные “беруши для музыкантов”, которые снижают шум относительно равномерно по всему спектру. На репетициях всегда используйте беруши и защиту. При работе со звуком в студии делайте частые перерывы. Следите за здоровьем — не допускайте простуды (одевайтесь по погоде и носите шапку), бросайте курить, правильно питайтесь и занимайтесь спортом. Будьте аккуратны с наушниками. Существует правило 60/60: слушать не более 60 минут в день на громкости не более 60% от максимальной. Советую приобрести SPL-измеритель (измеритель уровня шума) и контролировать громкость более точно.

При полевой записи и мониторинге сигнала в наушниках избегайте появления обратной связи, когда микрофон ловит звук из наушников и лавинообразно возрастает громкость мониторинга (и следите за его уровнем). При записи громких звуков используйте специальные защитные наушники, например Remote Audio HN-7506 и подобные.

__

Напишите в комментариях свой опыт, связанный с этой темой. Если у вас есть какие-то уточнения или актуальная информация — тоже не проходите мимо.

Андрей Филиппов — фриланс-композитор и саунд-дизайнер в сфере игр и линейных медиа. Увлекается полевой звукозаписью.