Развитие эмоционального интеллекта с помощью музыки

Сергей Фомин Статья 0 Comments

Emotional intelligence

Давайте поговорим об эмоциональном интеллекте. Что это такое?

«Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) – способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам».

Эмоциональный интеллект – это soft skill, с помощью которого люди взаимодействуют. Как музыка поможет его развить?

Прослушивание

Это должен быть, прежде всего, психоэмоциональный акт сопереживания, проекция эмоций автора на себя. Требование к этому акту – музыка не должна идти фоном, быть прикладной и второстепенной. Надо полностью сосредоточиться только на прослушивании, пытаться как можно больше пропустить через себя эмоциональной информации. Научитесь этому! Таким образом мы сможем лучше понимать других людей, коллекционируя их опыт переживаний из различных музыкальных произведений.

Эмоции в музыке соответствуют эмоциям в голосе. Поэтому мы лучше научимся «слышать» людей, тренируясь дополнительно и на музыкальных паттернах.

Справедливым будет установить требование не только к самому процессу прослушивания, но и к потребляемому контенту. Вы и сами, наверное, понимаете какая музыка вас продвинет в изучении эмоционального состояния других людей, а какая – нет. Некоторые необязательные, но помогающие нам требования к контенту:

  • Хорошо, если музыка будет от первоисточника. Лучше всего, если автор её и исполняет (или автор текста – сам и поёт). Возможны, конечно, хорошие прочтения композиций, но так или иначе, любая интерпретация может изменить первичный замысел. Добавляя в цепочку ещё один анализ-синтез, мы размываем чистоту первоначальных эмоций.
  • Крик души против прикладной коммерции. Тут логика простая — чем эмоционально богаче произведение, тем оно для нас полезнее. Если текст (смысл) и музыка (эмоция) почти не содержат в себе эмоционального переживания, то что же тогда присоединять к нашему совокупному опыту? При выборе музыки ориентируйтесь на внутренний измеритель качества, он предустановлен в нас по умолчанию. Мы его точность, чувствительность, как раз прослушиванием и улучшаем. Качественно разницу можно заметить на примере некоторых авторов, превращение музыки которых из крика души в прикладную коммерцию усугубляется с каждым альбомом и заработанным банковским билетом.

Исполнение

Научиться более качественно интерпретировать чувства других способствует прослушивание. А донести свои эмоции правильно – исполнение. Опыт игры на любом музыкальном инструменте укрепляет паттерны в нашей нейронной гирлянде. Большим плюсом будет пение, это поможет и руководителю и докладчику и любому разработчику во взаимоотношениях с коллегами. Межведомственные коммуникации уже не будут как прежде!

Если хотите не только лучше понимать других, но и чтобы вас тоже лучше понимали — играйте музыку. Вырази свою эмоцию правильно – и уменьшишь риск быть непонятым. Во взаимодействии две стороны, так что даже караоке может тебе помочь лучше донести свою эмоциональную информацию до собеседника или широкой аудитории.

Сочинение

Здесь я выдвину свою гипотезу насчёт того, что сочинение музыки есть не только процесс самовыражения, но и проверка систем анализа-синтеза, сопоставление интеллектуального дебета с кредитом. Мы здесь судья правильности и честности. Сами смотрим, что отдаём, и пытаемся усилить эмоцию. Здесь цель – настроить эмоциональный фокус так чётко, чтобы создать бесконечную серию анализа и синтеза. Как это работает? При сочинении мы проецируем желаемый переживаемый нами опыт в музыку, т.е. находим наиболее подходящий паттерн передачи этой эмоции. И если анализ полученного паттерна не соответствует нашему ожиданию – он нам не нравится.

Получается замкнутая на себе система синтеза с внутренней проверкой на соответствие выполненной работы техническому заданию. Мы чувствуем как эмоция усиливается под воздействием музыки, это же её прямое натуральное назначение. В итоге получается, что ты испытываешь эмоцию, и если попал паттерном в её алгоритмическое музыкальное представление – значит усилил. Конечно, есть порог возможности усиления степени наших переживаемых эмоций от нашей же музыки, эндокринная система не позволит тут сильно баловаться, но вы однозначно поймёте, что не ошиблись.

Сочинение музыки можно даже представить себе как «домашнюю работу» по сверке приобретённого опыта. Можно и обойтись, но наверняка это поможет вам в развитии эмоционального интеллекта.

Эпилог

Эмоциональная составляющая во взаимодействии между людьми настолько важна, что от неё может зависеть результат этого самого взаимодействия. Ведь смысл текста меняется, если мы добавим ту или иную эмоцию. В бытовом опыте мы учимся правильно воспринимать и генерировать эту вербальную информацию. Познаём нюансы эмоциональных контекстов, которые способны в значительной степени влиять на интерпретацию сказанного. Мы же знаем — реакция слушающего может измениться, если произнести эмоционально по-разному одну и ту же фразу. И чем меньше ошибок при передаче этой информации – тем качественнее связь. А значит, улучшая soft skill, можно повысить и взаимопонимание, важнейшее качество социального взаимодействия. Так развивайте же свой навык эмоционального универсального языка с помощью прослушивания, исполнения и сочинения музыки! Это и приятно и полезно одновременно.

Сергей Фомин — звукорежиссёр и композитор (Аллоды Онлайн, HoMM V: Tribes of the East, Калибр и множество других), аудио-директор (World of Tanks), создатель библиотеки звуков Phonophilist.com. Более 15 лет опыта в разработке интерактивного аудио.