Пакет Ableton Live довольно редко используется саунд-дизайнерами и игровыми композиторами, предпочитающими Cubase, Logic и Reaper (а кто-то и Pro Tools). Свою роль в этом сыграла и реклама, направленная, главным образом, на электронных музыкантов и диджеев. Я хочу несколько пошатнуть этот стереотип.
Программа Ableton Live была разработана еще в конце 90-х силами участников берлинского проекта Monolake Герхардом Белесом и Робертом Хенке, параллельно изучавшими программирование в Берлинском Техническом Университете. Изначально софт предназначался для личного использования и, в первую очередь, удовлетворял требованиям его создателей, которые стремились реализовать именно то, чего им не хватало для комфортной работы и выступлений. Отчасти, благодаря этому за Ableton Live закрепилась слава «DAW для электронщиков».
Я использую Ableton Suite 9 для всех задач, связанных со звуком: от создания эффектов и озвучивания видео, до аранжировки и сведения музыки. Встроенных инструментов хватает для любой работы, так что из сторонних плагинов практически ничего не используется, за исключением, разве что, синтезатора Xfer Serum и ряда специфических эффектов типа Spectral Drone Maker от Michael Norris.
Интерфейс
Интерфейс и функционал можно охарактеризовать, как «все необходимое и ничего лишнего». По сравнению с тяжеловесами типа Cubase, Live выглядит крайне минималистично, что может несколько смутить непривычного человека. На практике же здесь всё на своем месте и так или иначе используется. Элементы удобно располагаются в одном окне, которое отлично масштабируется и под 13-дюймовый ноутбук, и под 27-дюймовый монитор. При использовании двух экранов можно одновременно включить и режим аранжировки, и режим сессии, который здесь играет роль привычного микшера. Интерфейс Ableton Live отличает минимальное наличие украшалок и свистелок и совершенно выдающаяся плавность и отзывчивость, без скачков при масштабировании и лагов при перетаскивании. Кстати, о перетаскивании: тотальный и всепоглощающий drag’n’drop работает практически со всем — можно таскать сэмплы из аранжировки в лайв-режим, оттуда в сэмплер, в библиотеку, в finder или проводник и обратно – никаких ограничений.
Комплект
В составе версии Suite есть все необходимые инструменты и эффекты. Практически любую задачу можно решить стандартными средствами без использования сторонних плагинов.
Особенно в этом помогает среда Max/MSP, которая позволяет использовать сотни бесплатных пользовательских инструментов или создавать собственные. В стандартной поставке Max for Live, например, есть несколько гранулярных сэмплеров, импульсный ревербератор, синтезаторы ударных и многое другое – вплоть до специфических инструментов для взаимодействия с Arduino, Kinect или управления параметрами с помощью жестов перед камерой.
Модульность
В Live неограниченные возможности по комбинированию и роутингу любых плагинов. Ничто не мешает объединить несколько синтезаторов в одну цепочку, добавить любые эффекты разрыва, скомбинировать таким же образом любые сторонние плагины или добавить автоматизацию при помощи внешнего LFO или степ-секвенсера туда, где она не предусмотрена. Понадобился эксайтер? Можно не покупать плагин, а самостоятельно собрать его из стандартных эквалайзера и сатуратора. Цепочки плагинов пакуются в рэки, куда можно выводить необходимые элементы управления – чтобы не копаться в дебрях, если потребуется что-то подкрутить. Подключаете внешний синтезатор? С помощью External Instrument он будет работать точно так же, как и плагин. Для управления им прямо из DAW можно установить бесплатный layout, а не разыскивать редактор и не пользоваться монстрами из прошлого типа MidiQuest. Управлять внешними устройствами можно не только по традиционным протоколам MIDI/USB, но и по Bluetooth, что очень удобно при работе с инструментами для iOS. Сигнал, правда, имеет некоторую задержку, но её можно компенсировать с помощью соответствующей настройки.
Работа с сэмплами
Live радует возможностью недеструктивного редактирования сэмплов. Большинство операций, производимых с сэмплом или его частью, обратимы на любом этапе. Если этого не требуется, нажатие одной кнопки создаст отдельный сэмпл из нужной части. Внутри каждого отрезка возможна собственная автоматизация – хоть громкости, хоть транспонирования, хоть параметров стретчинга. Все эти параметры также хранятся в проекте и изменяются в реальном времени, в то время как физически на диске остается один исходный экземпляр сэмпла. Теперь вспомните Logic, где даже при изменении громкости или высоты тона создается копия файла, а потом у него еще и слетает undo history. Очень удобное и быстрое масштабирование рабочей области, четкая нарезка регионов, наглядное и корректное отображение волны, великолепная работа с фейдами и с автоматизацией – все по-немецки точно и удобно. Все на простых и запоминающихся горячих клавишах без необходимости копаться в тулбаре с двадцатью бесполезными инструментами. А про местный warp можно писать отдельную статью.
Производительность и стабильность
Live на удивление бережно относится к системным ресурсам и довольно резво работает даже на старых системах. С 40-дорожечной аранжировкой без проблем можно работать даже на Macbook Air. Ощутимую нагрузку на систему дают только прожорливые плагины вроде U-he Diva и тяжелые оркестровые библиотеки.
Вылеты случаются крайне редко, и, в основном, по вине сторонних плагинов. При повторном запуске предлагается восстановить проект и в большинстве случаев это удается без проблем. Лишь однажды на моей памяти и по неизвестной причине файл с проектом может оказаться повреждён. Тут на помощь придет разве что история версий в Splice и Dropbox, или совсем сложный способ с изменением расширения проекта на xml и прогонкой через валидатор (если верить форумам — у некоторых это сработало).
Скрытые функции
Несмотря на жесткие ограничения во всем, что касается кастомизации интерфейса, кое-что можно изменить самостоятельно с помощью файла options.txt. Это касается, в первую очередь, скрытых функций, которые нужны далеко не всем. Так, к примеру, можно включить привычное для пользователей Cubase и Logic отображение подключенных плагинов на каналах микшера или активировать очистку автоматизации от ненужных точек. Кроме того, часть функций в session view отображается только в режиме MIDI-маппинга, например – переключение на следующую/предыдущую сцену при помощи внешнего контроллера.
Недостатки
До этого момента все представлялось очень радужно, но не стоит думать, что у Live нет недостатков.
- Совершенно ужасные пресеты у встроенных синтезаторов. Даже если вы скачаете с официального сайта дополнительные паки, ситуация в лучшую сторону не изменится. Звучат они просто чудовищно. Все нужно накручивать самому.
- Отсутствие тюнинга для вокала, как в Cubase и Logic. Если вам предстоит тюнить вокал – используйте Melodyne в виде плагина или переключайтесь на другую DAW.
Нельзя работать с несколькими аудиоинтерфейсами. Точнее можно, но по одному на вход и на выход. Настройки аудиоинтерфейсов слетают при перезапуске и при их отключении. - Экспорт возможен только в wav и aif, файлы для превью необходимо отдельно конвертировать в mp3 сторонними средствами.
- Интерфейс встроенных синтезаторов крайне минималистичен, не слишком нагляден и требует привыкания.
- При работе с видео аудиодорожка экспортируется вместе со всеми роликом заново, а не цепляется к нему без перекодирования, как в Logic. Это занимает время, плюс встроенные кодеки работают очень криво и часто запарывают изображение.
- Нет нотного редактора – только piano roll.
- Все подключаемые сущности хранятся на том же диске, что и сама программа. На некоторых системах это очень неудобно, особенно при использовании больших библиотек.
- При группировке дорожек нельзя создавать вложенные группы. Это бывает нужно, хотя и не очень часто.
Ссылки
Илья Orange: http://ilyaorange.bandcamp.com
Ableton: https://www.ableton.com
Илья Викторов – саунд-дизайнер, диджей, продюсер. Работает в Pixonic над звуком и музыкой в проектах War Robots и War Robots VR. Также занимается несколькими электронными проектами, аранжировками для поп-исполнителей и звуком для рекламы.